Устюжская иконопись – вчера и сегодня.
Искусство иконописи в городе Великий Устюг имеет глубокие корни. В этой области устюжские мастера достигли особого совершенства и свято хранят творческое наследие предков.
Истоки местной иконописи – в древних живописных традициях Ростова и Москвы, откуда были завезены сюда первые иконы. Устюжские иконники известны как мастера миниатюрного письма, отличающегося изяществом рисунка, каллиграфической чистотой линий, тщательной прорисовкой деталей. Большое влияние на формирование устюжской живописи оказало в своё время и новгородское искусство.
Самой древней местной иконой принято считать «Устюжское благовещение» (XIIв.). Она была увезена новгородцами, находилась в Московском Кремле, а теперь хранится в Третьяковской галерее. Веком моложе иконы «Собор Архангела Михаила» и «Богоматерь Одигитрия». Позднее на иконах стали изображать местных святых Прокопия и Иоанна устюжских, пользующихся особой любовью устюжан.
Достигшая рассвета к XVII в. устюжская иконопись успешно развивалась на протяжении всего XVIII столетия. В своём творчестве устюжские иконописцы придерживались лучших иконографических образцов прошлого, строго следуя технике древнерусской иконы.
Современные художники в городе Великий Устюг в искусстве иконописи продолжают следовать традиционным канонам. Их работы занимают почётные места на стенах на только местных храмов, но в соседних регионах. Кроме того, произведения, выходящие из местной мастерской находят своих поклонников среди настоящих знатоков и ценителей русской иконописи.
Летом 2004 года депутат Государственной Думы знаменитый хоккеист Владислав Третьяк приобрёл в Великом Устюге икону «Богоматерь Одигитрия» написанную устюжскими иконописцами Еленой и Олегом Цепенниковыми. Их мастерская существует во второй части города Великий Устюг. |